Клиническое наблюдение Т.В. Кожокарь врача-педиатра г. Мончегорска
и Л.П. Блажченко учителя-логопеда МДОУ №6
г. Полярные Зори, Россия.
Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевыми нарушениями становится всё больше. Частота речевых нарушений в детском возрасте напрямую связана с частотой перинатальной патологии.
Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга. При поражении различных отделов нервной системы могут возникать разнообразные речевые расстройства. Характер этих расстройств зависит от локализации и времени поражения. Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают повреждения различных областей коры головного мозга. Среди этиологических факторов выделяются внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития и интоксикация плода, внутриутробные и ранние прижизненные травмы мозга.
В городскую психолго-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) направляются дети с алалиями, дизартриями, задержками речевого развития, общим недоразвитием речи (ОНР), у которых наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. Дети владеют обиходным словарным запасом и могут пользоваться простыми предложениями. Словарный запас этих детей значительно отстаёт от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов. При использовании простых предложений, состоящих из 2-3 слов, отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Фонетическая сторона речи детей также не соответствует возрастной норме: нарушено произношение мягких и твёрдых звуков, шипящих, свистящих, звонких и глухих. Большое количество ошибок отмечается и в воспроизведении слогового контура слов. Выявляется недостаточность фонематического восприятия, что приводит к неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом. Звукопроизношение не соответствует требованиям возрастной нормы.
Данные речевые нарушения требуют упорной, длительной коррекции. На постановку и автоматизация звуков уходит много времени. Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но особого внимания заслуживают немедикаментозные методы, направленные на коррекцию функционального состояния центральной нервной системы. Для достижения положительного стойкого результата необходима интеграция педагогических и медицинских методик.
Для сокращения сроков коррекционной работы в логопедической практике нами были применены такие методы как динамическая электронейростимуляция (ДЭНС), логопедический массаж языка и лицевой мускулатуры.
Аппараты ДЭНС стимулируют безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнообразования), работу мышц речевого аппарата и мимических мышц, улучшают зрительно-моторную координацию. Метод безопасен в применении, не вызывает аллергических реакций, не нарушает физиологический энергетический потенциал детского организма, удобен в применении, отвечает требованиям по организации логопедических занятий, позволяет решать адаптационные задачи.
Методика ДЭНС при коррекции звукопроизношения:
- Зона заднего срединного меридиана в режиме «Тест».
- Зона точек «согласия» в режиме «Тест» с обработкой латентных триггерных зон в режиме «Терапия» 77 Гц по 30 секунд.
- Речевые зоны: вокруг рта 4 точки в режиме «Терапия» 60Гц по 1 минуте на каждой точке; язык в режиме «Терапия» на частоте 77 Гц по 1 минуте при ЭД-1.
- Речевые зоны по системе соответствия Су Джок на кистях (большие пальцы кистей обеих рук, граница роста ногтевых пластинок на каждом пальце) в режиме «Терапия» на частоте 60 ГЦ по 2 минуты при ЭД – 2 через день.
- Подчелюстная зона в режиме «Терапия» на частоте 60 Гц по 1 минуте.
- Зона хэ-гу и зона 7 шейного позвонка обрабатывались в программе МЭД (чередовались).
В течение 8 месяцев у 20 детей было проведено 3 курса ДЭНС продолжительностью 10 дней. Аппаратное воздействие проводилось 5 раз в неделю. Общее время процедуры составляло в среднем 5-10 минут.
Электростимуляция проводилась нами дифференцированно, в зависимости от специфики нарушения тонуса мышц губ, языка, шеи, лица, наличия гиперкинезов и с учетом возраста ребенка. Минимальный энергетический диапазон (ЭД-1), при котором ребёнок не испытывал никаких ощущений, либо ощущал лёгкую вибрацию, применялся для детей с тяжёлыми речедвигательными расстройствами, осложнёнными повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Средний энергетический диапазон (ЭД-2), при котором ребёнок ощущал безболезненное приятное покалывание, применялся к детям с различной речедвигательной патологией.
Считаем целесообразным совмещение ДЭНС-терапии и логопедического массажа.
Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, способствует сокращению сроков коррекционной работы и повышению качества коррекционного воздействия.
Как и ДЭНС-терапия, логопедический массаж применяется в логопедической практике при нарушениях тонуса мышц (при гипо, гипертонусе): вялости движений, ограниченной подвижности артикуляционного аппарата, переключаемости с одной артикуляционной позы на другую, затруднённом удержании артикуляционной позы.
Массаж применяется в работе с детьми дизартриками, ринолаликами, при заикании, полиморфных дислалиях (с дизартрическим компонентом). Элементы массажа могут осуществляться родителями ребёнка, самим ребёнком (самомассаж) при условии, что они будут обучены логопедом.
Результаты.
Уже после первого курса ДЭНС-терапии и зондового массажа у детей старшей логопедической группы для детей с ОНР 2 уровня были получены положительные результаты: улучшилось звукопроизношение, увеличился словарный запас, началась фразовая речь, отмечено улучшение памяти, концентрации внимания, нормализовался сон, уменьшилась возбудимость. Дети стали лучше вступать в контакт со сверстниками, охотнее выполнять обучаемые программы. С начала года на фоне проводимой терапии в группе снизилось число простудных заболеваний.
В своей работе мы ориентировались на то, что ДЭНС влияет на скорость формирования правильного звукопроизношения. В течение года анализ нарушений звукопроизносительной стороны речи проводился трижды в начале курса занятий, в январе и мае.
Значимой динамики на фоне ДЭНС удалось добиться в течение первых трёх месяцев. У детей в речевом статусе наблюдались улучшения в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции, повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры, увеличение объёма артикуляционных движений, а также расширение объёма речевого дыхания и улучшение качества голосообразования. Эти методы просты и эффективны. Они дают возможность целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Звуки ставятся быстрее, увеличивается срок для автоматизации звуков и введения их в речь. Так, количество детей с нарушением произношения свистящих звуков сократилось в два раза, шипящих звуков — уменьшилось в три раза. Несколько менее значимая динамика наблюдается в становлении соноров, однако и они появляются у детей намного раньше, чем обычно. К концу первого года обучения в группе произошло становление произношения всех звуков у 75% детей.
Вывод.
Таким образом, проведенная работа чётко показывает, что при использовании ДЭНС-терапии и массажа становление большинства звуков происходит в более короткие сроки. Анализ результатов свидетельствует о возникновении или изменении интенсивности собственно регуляторных и адаптационных механизмов у детей. На основании опыта использовании метода динамической электронейростимуляции и логопедического массажа можно говорить об их реальном эффекте, о целесообразности применения как дополнительного средства в системе логопедической практики.