Черлина Н.А., Зиборова С.Н., Коршунова Н.А., Порицкая Л.В.
Московская областная психоневрологическая больница для детей
с поражением ЦНС и нарушением психики, Москва, Россия
С момента рождения и на протяжении всей жизни главной проблемой для человека становится адаптация.
Адаптивный потенциал человека – величина переменная, она зависит как от биологических причин (состояние здоровья, возраст), так и от социальных. Известным фактом является снижение адаптивных возможностей у детей, имеющих нарушения в развитии, причем в наибольшей степени страдает активность, на втором месте – контактность, далее – проявления настроения и самочувствие.
В основе всех адаптационных процессов человека лежат рефлексы. Любая рефлекторная деятельность является основанием для перестройки функции и структуры организма на новый уровень существования.
В процессе адаптации к условиям жизни в коре больших полушарий человека, которые И.П. Павлов назвал собранием мозговых концов различных анализаторов, формируются различные временные связи с внешней средой, которые при неподкреплении могут ослабляться и терять свою направленность. Таким образом, необходимо целенаправленное воздействие на определенные зоны центральной нервной системы, имеющие стимулирующее значение, определяющее степень возбуждения и торможения нервных процессов на пути от периферической зоны анализатора к центральным и обратно.
В практике врачей и педагогов, работающих с детьми с поражением центральной нервной системы (ЦНС), явной проблемой сегодня является привлечение в абилитационный и реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.
Одним из перспективных направлений является разработка лечебного применения импульсного тока, который легко управляем, является эффективным положительным раздражителем для многих, в том числе, для речевых зон.
Метод динамической электронейростимуляции (ДЭНС) начал применяться в лечебно-профилактической практике в 2001 г. В настоящее время данный метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (РУ № ФС-2005/004 от 4 марта 2005 г.). ДЭНС разрешена к использованию врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, интегрирована в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений.
В МЩДПНБ аппараты ДЭНС используется в логопедической практике с 2004 г. Они являются гармоничным продолжением применения физиотерапевтической методики «Синусоидальные модулированные токи для лечения больных дизартрией при детских церебральных параличах», разработанной врачом неврологом больницы Л.А. Щербаковой (1982). ДЭНС внедрена в систему коррекционной работы как дополнительной средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с неврологической патологией.
В зависимости от тяжести поражения нервной системы и ее локализации формируются различные виды моторных и речевых нарушений, которые характеризуются расстройством артикуляции, фонации, дыхания. Кроме того, выявляется ограничение подвижности в артикуляционной мускулатуре, слабый истощаемый голос, короткое и поверхностное дыхание. При тяжелых поражениях ЦНС речь становится невозможной из-за полного паралича. Вследствие поражения речедвигательного аппарата также отмечаются задержки формирования речи.
Речевые нарушения возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления механизмом речи. К таким структурам относятся:
- периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата;
- ядра периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;
- ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга (реакции типа плача, смеха, вскрикивания);
- подкорково-мозжечковые ядра и проводящие пути (регуляция мышечного тонуса, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, просодическая выразительность);
- проводящие системы, обеспечивающие проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих уровней аппарата речи;
- корковые отделы головного мозга (дифференцированная иннервация речевой мускулатуры, формирование речевого праксиса).
Опосредованное воздействие на данные структуры мозга импульсной стимуляцией приводит к получению обратной связи со стороны этих структур в виде нервных импульсов, а значит, возникновению рефлекторных связей.
Аппараты ДЭНС стимулируют безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнеобразования), стимулируют работу мышц, как речевого аппарата, так и мимических мышц, улучшают зрительно-моторную координацию.
В МОДПНБ применение ДЭНС логопедами осуществляется с учетом рекомендаций лечащего врача. При работе с выносным электродом аппарата ДЭНС используются определенные точки воздействия.
Метод безопасен в применении, не вызывает аллергических реакций, по данным исследователей, не нарушает физиологический энергетический потенциал детского организма, удобен в применении, отвечает требованиям по организации логопедических занятий, позволяет решать адаптационные задачи. С информацией о противопоказаниях можно ознакомиться в методических рекомендациях, предлагаемыми разработчиками динамической электронейростимуляции.
Включение ДЭНС в систему логопедической работы МОДПНБ позволило оптимизировать коррекционную деятельность.
В течение последних 2-х лет у логопедов Коршуновой Н.А. и Порицкой Л.В., курс динамической электронейростимуляции получили более 1700 детей.
Электростимуляция проводилась дифференцированно. В зависимости от специфики нарушения (различного тонуса мышц губ, языка, шеи, лица; наличия гиперкинезов) выбиралась интенсивность воздействия. Минимальный энергетический диапазон (на пороге легких ощущений) соответствовал воздействию слабой интенсивности, при которой ребенок либо не испытывал никаких ощущений, либо ощущал легкую вибрацию. Такой режим применялся к детям с тяжелыми речедвигательными расстройствами, осложненными повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Средняя интенсивность воздействия, при которой ощущалось безболезненное приятное покалывание, применялось детям с различной речедвигательной патологией. Третий порог чувствительности, самый интенсивный на уровне болевых ощущений, применялся детям со сниженным тонусом артикуляционных мышц для их активизации.
В результате применения ДЭНС у детей в речевом статусе наблюдались улучшения в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции, повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры, увеличение объема артикуляционных движений, а также расширение объема речевого дыхания и улучшение качества голосообразования.
В зрительно-моторной координации наблюдались улучшения в прослеживании объектов и узнавании предметов, увеличение объема зрительного восприятия, а также появление синхронности деятельности руки и зрительной реакции, повышался самоконтроль ребенка.
Применение аппаратов ДЭНС на логопедических занятиях помогает формированию коммуникативных попыток в виде звуковых, слоговых и других проявлений у детей с задержанным речевым развитием.
Анализ результатов по применению ДЭНС свидетельствует о возникновении или изменении интенсивности собственно регуляторных и адаптационных механизмов у детей.
На основании опыта применения метода динамической электронейростимуляции можно говорить о его реальном эффекте, о целесообразности его применения как дополнительного средства в системе логопедической практики.