Повышение эффективности коррекционной работы в логопедической практике с помощью ДЭНС

/ 09 апр

Клинические наблюдения Е.В. Литвяк логопеда городской детской поликлиники
г. Комсомольск, Полтавская обл., Украина.

Официальная статистика констатирует неуклонное увеличение популяции детей с отклонениями в речевом развитии.
Практикующие логопеды часто сталкиваются со случаями, когда, на первый взгляд, несложные речевые дефекты с трудом поддаются коррекции, поставленные звуки плохо автоматизируются. Все это - проявления стертых форм дизартрии. Для достижения положительных результатов многие логопеды используют приемы логопедического массажа, что существенно помогает нормализовать мышечный тонус и улучшить подвижность артикуляционных органов. Но все чаще традиционные методы коррекции не приносят ожидаемого результата.

При современном подходе к образованию, началу обучения детей в школе с 6-тилетнего возраста (в Украине) по достаточно сложной и насыщенной программе, встает вопрос о поиске более эффективных и «быстродействующих», результативных способов речевой коррекции, чтобы помочь детям в более короткие сроки справиться со своими речевыми проблемами.

Работая логопедом в детской поликлинике и имея достаточный опыт работы в области дефектологии и логопедии, я по достоинству оценила возможности ДЭНС-терапии, начав применять в своей практике аппарат ДЭНАС с января 2008 года. Положительная динамика в улучшении артикуляционной моторики появляется сразу. Это неоспоримый факт. Те движения языком, которые не удавались при применении традиционных методов логопедического воздействия, стали приобретать более точный и четкий характер.

При лечении заикания методом динамической электронейростимуляции отмечалась постепенная стабилизация мышечного тонуса в артикуляционном аппарате и заикание со временем «уходило» или, в более тяжелых случаях, наблюдалось сглаживание, смягчение судорог речевого аппарата, сокращение их числа и продолжительности.

Проведение сеансов ДЭНС – терапии дает возможность значительно улучшить понимание речи и адекватность речевой активности у ребенка с сенсорной алалией (при первично сохранном интеллекте).

Примеры из практики:

Даша Л., 6 лет. Впервые обратились по поводу «плохой речи» при оформлении ребенка в школу. Звукопроизношение у девочки с грубыми неэстетичными дефектами: межзубный сигматизм свистящих, боковой сигматизм шипящих, боковой («хлюпающий») ротацизм. При обследовании моторики языка выявилось: отклонение от средней линии, язык большой, малоподвижный, движения неточные, неустойчивые, замедленные, утяжеленная нижняя челюсть, неправильный прикус (прогения), слюнотечение.

Параллельно с традиционными методами коррекции речевых нарушений, проводилось воздействие аппаратом ДЭНАС по методике, указанной в «Руководстве по динамической электронейростимуляции аппаратами ДиаДЭНС-Т и ДиаДЭНС-ДТ». Дополнительно обрабатывалась шейно-воротниковая зона, подчелюстная область, ногтевые фаланги пальцев рук, зона лица по косметическим линиям с акцентом на зону скул и нижней челюсти.

После проведенных сеансов (№ 10) «оживилась» мимика, уменьшилось слюноотделение, активизировалась артикуляционная моторика. Процесс автоматизации поставленных звуков продолжается.

Игорь Х., 10 лет. Общее недоразвитие речи 3 уровня, обусловленное стертой формой дизартрии. Заикание неврозоподобное средней тяжести с преобладанием тонических судорог. Наблюдается с 5 лет. Звуки речи до поступления в школу поставлены, автоматизированы. Речь слегка замедленная, немного скандированная. Заикание появилось через 5 месяцев после начала логопедических занятий. За год проведено 3 курса ДЭНС (июнь — №10, декабрь — №10, март — №10 ежедневно). Полностью заикание пока не ушло, но отмечается явная положительная динамика: судороги стали мягче и реже. Со слов мамы, Игорь стал лучше спать, более усидчив при выполнении домашних заданий.

Святослав В., 7 лет. Наблюдается с 3 лет по поводу сенсорной алалии, осложненной стертой формой дизартрии (интеллект первично сохранный). Состоит на учете у детского психиатра с диагнозом: задержка психического и речевого развития. В течение года проведено 3 курса ДЭНС-терапии с интервалом в 3 месяца. Одновременно ребенок проходил годичный курс реабилитации в реабилитационном центре г. Кременчуга. На сеансах обрабатывались: шейно-воротниковая зона, тройничная зона, шейное кольцо, перчатки «одевали» с целью оказания стимулирующего воздействия на нервную систему (так как мальчик астеник), специфические «речевые» зоны, а также зона понимания речи на голове (по Шалдину В.И.). В результате лечения значительно улучшились подражательные навыки и состояние артикуляционной моторики, расширился активный и пассивный словарь и, в целом, речевая активность. На занятиях ребенок стал более продуктивен, ведет себя более адекватно, усидчив, прислушивается к инструкциям, выполняет задания. Со слов мамы, после первого же процедуры ДЭНС ребенок спокойно спал всю ночь (такого раньше не было). За год мальчик научился читать, писать. Конечно, легче дается списывание, но постепенно осваивает письмо под диктовку.

Выводы. Курсовое воздействие аппаратом ДЭНАС повышает эффективность коррекционных мероприятий при исправлении речевых дефектов, сокращает сроки постановки и автоматизации звуков речи, стабилизирует психомоторное состояние.