Опыт работы по использованию аппарата ДЭНАС в коррекционной логопедической работе у детей с дизартрией

/ 09 апр

Аппарат ДЭНАС я приобрела 5 лет назад. Затем прошла обучение на курсах пользователей, которые проводились врачами, специалистами разных профилей: оториноларингологом, невропатологами, окулистами, педиатрами и терапевтами. Лишь только после этой подготовки решилась использовать аппарат для лечения родных и близких людей. Пятилетний опыт применения аппарата при комплексном лечении заболеваний различной этиологии подтвердил эффективность его использования при борьбе с различными видами заболеваний, но на применение его в логопедической практике я не была готова.

Одной из главных причин, подтолкнувших меня к использованию аппарата в коррекционной работе по исправлению звукопроизношения, явилась тенденция к увеличению на логопункте количества детей с тяжёлой речевой патологией, являвшейся проявлением различных форм дизартрии. У таких детей наблюдались выраженные нарушения мышечного тонуса органов артикуляции. В условиях логопункта, где ограничено время индивидуальной работы из-за большого количества детей, нет условий дл проведения полного курса зондового логопедического массажа, который необходим в комплексной коррекционной работе по преодолению дизартрических проявлений в речи.

Кроме этого, я узнала о положительном опыте коллег-логопедов Качиной С.Н. и Колотовой И.Л., и очень благодарна им за то, что они поделились со мной секретами мастерства. В своей работе с детьми-дизартриками я пользовалась методиками, разработанными на основе руководства по эксплуатации аппарата ДЭНАС, а также опытом других логопедов.

Методика применения Дэнас-терапии в логопедической практике:

  1. Время воздействия рассчитывалось по формуле 1 мин. на 1 кг веса ребёнка; либо индивидуально, исходя из психологических особенностей детей.
  2. Курс лечебных процедур составлял 10-14 сеансов; затем перерыв на 2 недели.
  3. Зоны аппаратного воздействия: язык, круговая мышца рта, подчелюстная зона, 6 точек, зоны соответствия СУ-ДЖОК на руке; а также иммунные зоны в период эпидемии гриппа. -4. У детей с алалией необходимо применение массажной расчёски для воздействия на речевые зоны, расположенные на голове.
  4. При паретичности мышц языка использовалась мощность- 60 Гц; при спастичности-10 Гц.; мощности менялись в диапазоне 10 Гц, чтобы не было привыкания.

За один сеанс обрабатывались 2-3 зоны. Улучшения наступали уже на 2-ом, 3-ем сеансе: сокращалось или почти исчезало повышенное слюноотделение. Изменения в тонусе языка становились заметными после 5-го, 7-го сеанса, но могли исчезать через некоторое время после процедуры.

Дэнас-терапия проводилась с 5-ю детьми: было проведено 2 курса. В результате терапевтической работы аппаратом ДЭНАС: у одного ребёнка наступила полная коррекция звукопроизношения, у остальных наступили значительные улучшения в тонусе органов артикуляции и повысилось качество речи; как дополнительный эффект - отмечено отсутствие соматических заболеваний во время лечения.

   Результаты коррекционной работы

Таким образом, даже результаты первого опыта работы с детьми с тяжёлой речевой патологией при помощи аппарата ДЭНАС доказывают эффективность его применения в коррекционной работе и ведут к сокращению сроков коррекции.

Аппараты серии ДЭНАС разрешены МЗ РФ для домашнего применения (декабрь, 2001г.), не требуют медицинского образования, имеют европейский сертификат качества «ЕvгоСАТ» высшей категории (ноябрь, 2004г.), метод динамической электронейростимуляции зарегистрирован N43 РФ (март, 2005г.) как самостоятельный метод физиолечения.

Приложение:
Индивидуальное логопедическое занятие в старшей группе
Тема: «Постановка [С]» (№12 сеанс ДЭНС-терапии)
Цель: Формировать произносительные умения и навыки.
Задачи:

Образовательные:

1 .Уточнить представление ребенка об артикуляционном укладе [С]
2.Обобщить словарь по лексической теме «Овощи»

Коррекционные:

1.Нормализовать мышечный тонус артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры
2. Нормализовать моторику артикуляционного аппарата
3. Упражнять в правильном произношении [С] (в изолированном произношении, в слоге, словах, предложениях)

Развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие и слух в процессе повторения слоговой цепочки и определения 1С] в словах
2. Развивать мелкую моторику через выкладывание семян по контуру
3. Развивать внимание и память через коррекционные упражнения
4. Развивать зрительное восприятие через упражнение для глаз и коррекционную игру

Воспитательные:

1. Воспитывать желание правильно произносить звуки
2. Воспитывать активность на занятии

Оборудование: аппарат ДЭНАС. ЛКП «Игры для Тигры», спирт, вата, носовой платок, предметные картинки по темам «Овощи» и «Фрукты», семечки арбуза.

Этапы занятия:

I. Организационный момент:

Постановка цели занятия:

II. Подготовительный этап: Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры.

а) Массаж шеи. Расслабление мышц шеи и плечевого пояса.

  • Поглаживание шеи сверху вниз

б) Массаж лба. Расслабление лобных мышц.

  • Поглаживание от висков к центру
  • Поглаживание от волосистой части головы к бровям

в) Массаж щек. Расслабление мышц, поднимающих угол рта, щечной мышцы, мышц, поднимающих верхнюю губу

  • вращательные поглаживающие движения по поверхности щёк.

г) Массаж скуловой мышцы. Расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта

  • пощипывание от мочек ушей к середине подбородка
  • поглаживание от мочек ушей к середине подбородка

д) Динамическая электронейростимуляция речевых зон:

  • Зона проекции речевых мышц вокруг рта - методика креста в режиме «терапия». Снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре.
  • Режим «Терапия» по 30 сек.
  • Подчелюстная ямка (под подбородком). Расслабление корня языка, подавление гиперкинезов. Режим «Терапия» 30 сек.
  • Язык. Подавление гиперкинезов, увеличение объема артикуляционных движений языка. Режим «Терапия» 30 сек.
  • Подчелюстная зона (кпереди от угла нижней челюсти). Активизация точек-переднеязычных звуков. Режим «Терапия» по 30 сек.
  • Зоны микросоответствия по Су-Джок (правую и левую руку чередовать через день, подушечки больших пальцев). Режим «Терапия» 30 сек.

III. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для [С]:

  • «заборчик»- «дудочка»
  • «заборчик»- «окошечко»
  • «заборчик»- «пещерка»
  • «накажем язычок»
  • «лопатка»
  • «язычок в постельке»
  • «песенка водички»

2. Упражнения для глаз

  • «часики»
  • «качели»
  • «стадион»

3. Постановка и автоматизация [С] изолированно и в слогах

  • «песенка водички». КИ «Одуванчики». Режим III
  • «слоговая цепочка». КИ «Одуванчики». Режим №2

4. Автоматизация [С] в словах - «Услышь и повтори правильно»

  • Сад, сам, сани, Саня
  • Сом, сок. Соня
  • Сук, суп, суд
  • Сын, сыт, сыпь

5. Автоматизация [С] во фразах - «Запомни и повтори правильно»

«У Сани сад. Саня идет в сад. Саня идет в сад к Сане. В саду оса. Оса пьет сок. Соня и Саня видят осу. У осы усы»

6. Автоматизация [С] при пересказе того же текста. «Что запомнил в рассказе, повтори» (можно снова прочитать текст, если ребенок не запомнил).

7. Выбери картинки с овощами. Послушай внимательно, в каком названии есть [С]. Выложи овощ из семян по контуру

IV. Итог занятия

  • Какой звук учились правильно произносить?