Клинические наблюдения Е.В. Литвяк, логопед педиатрического консультационного центра,
г. Комсомольск Полтавской обл., Украина
Заикание – это нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Чаще всего заикание возникает в детском возрасте как патологическая реакция нервной системы на психоэмоциональную травму (испуг, стресс и другие неблагоприятные воздействия окружающей среды) на фоне раннего психического и речевого развития, эмоциональной неустойчивости, общей ослабленности, неврологических изменений. При заикании нарушается дыхание, голос, артикуляция. Кроме того, заикающиеся имеют психологические особенности: страх речи, скованность, фиксированность на своем дефекте, избегание речевого общения и другие.
Традиционно заикание лечат психоневролог (медикаментозное лечение) и логопед (коррекционные занятия, тренинги по формированию речи).
Заикание – дефект достаточно стойкий, не всегда успешно поддающийся лечению, при временном улучшении дает частые рецидивы. В работе с детьми дошкольного возраста, а именно они являются основными пациентами логопеда, возникает много трудностей в педагогическом плане: сложно в доступной форме объяснить ребенку, как владеть своей речью, как контролировать эмоциональное состояние, как правильно дышать и т. д. Лечение длительное, требующее терпения и от ребенка, и от его родителей. Иногда приходилось родителям честно признаваться в недостаточной эффективности логопедических мероприятий.
Настоящим спасением оказался аппарат ДЭНАС. За 2,5 года лечения методом ДЭНС убедилась в исключительной эффективности подобного воздействия на организм заикающегося. Лечение дает стойкий положительный эффект.
Зоны воздействия подбирались с учетом рекомендаций, данных в литературе по лечению методом ДЭНС. Первый сеанс всегда начинала с обработки зон хэ-гу и цзю-сан-ли (программа МЭД, режим «Тест»), зоны кистей (сверху вниз). На следующих сеансах обрабатывались зоны: тригеминальная и зона 2-го шейного позвонка в режиме «Тест», ШВЗ в режиме «Терапия», частота 60, 77 Гц по горизонтальным линиям, зона шейного кольца, речевые зоны (вокруг рта), зона языка (30–40 секунд, частота 60, 77 Гц на минимальной мощности, очень осторожно, чтобы не испугать ребенка, так как легкое касание может щипнуть язык, электроды нужно прикладывать сразу плотно). Обрабатывались ногтевые фаланги пальцев рук (ногтевая сторона и подушечки по 2–3 минуты на каждую руку), держали подушечки больших пальцев на электродах (1–2 минуты, частота 60, 77 Гц или в программе МЭД).
В течение курса из 10–12 сеансов дважды обрабатывались в режиме «Тест» зона заднего срединного меридиана и паравертебральная зона с последующей обработкой выявленных триггерных зон; 2–3 раза обрабатывалась зона прямой проекции печени в режиме «Терапия».
Схема воздействия аппаратом ДЭНАС должна учитывать соматическое и психоэмоциональное состояние ребенка. Так, например, при насморке или кашле приоритетными для обработки на сеансе выбирались зоны, которые рекомендуются в литературе при данных состояниях. Родителям следует внимательно следить за самочувствием ребенка после сеансов, отмечать все его жалобы и обязательно о них рассказывать врачу.
В логопедической практике достаточно широко используется точечный массаж, который включается в комплекс традиционной логопедической коррекции. Знание дополнительных, более специфических точек воздействия, дает возможность достигнуть лучших результатов при лечении заикания методом ДЭНС (см. рисунки).
Примеры из практики
Пациенты — мальчики 4 и 4,5 лет.
Случаи идентичные. Заикание средней тяжести с преобладанием клонических судорог.
Результат лечения: после сеансов ДЭНС заикание прошло полностью. Речь улучшалась постепенно, в течение 2–4 месяцев, до полной нормализации. Сейчас мальчикам по 6 лет, учатся в первом классе. Рецидивов не было.
Пациентка — девочка, 3 года 8 месяцев.
Общее недоразвитие речи второго уровня, осложненное заиканием тяжелой степени с сильными дыхательными спазмами. Из-за заикания ребенок практически не мог говорить.
Со слов мамы, проблема появилась внезапно, без видимых причин, постепенно усиливаясь, и дело дошло до такого тяжелого состояния.
Девочка была направлена на консультацию к психоневрологу для назначения медикаментозного лечения. Параллельно стали проводить сеансы ДЭНС-терапии.
ДЭНС-терапия — для нормализации ритма дыхания в схему воздействия включили точки 14 —15, 16 —17 (Рис.1).
После медикаментозного лечения, сеансов ДЭНС были продолжены традиционные логопедические занятия: дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, коррекция речевых нарушений. Значительные улучшения появились через месяц. Сгладились дыхательные спазмы, нормализовался ритм дыхания, уменьшились клонические судороги губ, улучшилась артикуляционная моторика. Девочка стала спокойнее, послушнее. В настоящее время посещает логопедическую группу специализированного дошкольного учреждения. Заикание еще проявляется, но в более легкой форме. Пациентке были рекомендованы повторные курсы ДЭНС.
Пациент — мальчик 5 лет.
Заикание средней тяжести с преобладанием клонических судорог. Общее недоразвитие речи третьего уровня. Заикание появилось после развода родителей. Первично в контакт почти не вступал, говорил мало, тихо, почти шепотом.
Результат лечения: заметны улучшения уже к концу курса ДЭНС. Одновременно проводились логопедические занятия по исправлению дефектов звукопроизношения. После сеансов повысилась речевая активность, появились шипящие звуки, постановка звука «р» прошла легко. Мальчик стал более уверенным, продуктивным. За следующие полгода рецидива заикания не было.
Лечение невротического заикания у детей дошкольного возраста методом динамической электронейростимуляции оказывает убедительное, очевидно положительное воздействие с позитивным результатом при обязательном соблюдении всех рекомендаций.