Динамическая НейроЭлектроСтимуляция в практике логопеда

/ 09 апр

С. Ю. Голубкова, логопед-дефектолог, частная прауктика г. Караганда, республика Казахстан

Логопедия находится на стыке медицины и педагогики. Есть масса причин, лежащих в основе речевых нарушений у детей и взрослых. Большая доля приходится на маленьких пациентов с фоновой неврологической патологией, проявляется ли она полным «набором» перинатальных синдромов либо изолированными речевыми нарушениями. Очевидно одно: малоэффективно исправлять лишь словесную формулировку без учета общего состояния пациента.

Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевыми нарушениями становится все больше, и тем теснее должно быть сотрудничество педагога, логопеда и невролога. Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но особое внимание заслуживают немедикаментозные методы, направленные на коррекцию функционального состояния центральной нервной системы.

За год моей практической деятельности с применением аппаратов динамической электронейростимуляции (ДЭНС) ко мне обратились за консультацией 40 пациентов с различными речевыми нарушениями в возрасте от 3 лет до 46 лет. Из них 30 человек проходили логопедические занятия с применением аппарата ДиаДЭНС-ПК. Каждому составлялась индивидуальная схема лечения -в зависимости от возраста, выраженности речевых нарушений и наличия сопутствующих симптомов. Все пациенты были обследованы, и большинство из них наблюдалось у невролога.

Приведу несколько примеров успешного лечения речевых (и не только) нарушений с помощью ДЭНС.

Дильназ, 4 года. Наблюдается неврологом по поводу гидро-цефально-гипертензионного синдрома; моторной алалии. Ребенок общался жестами не только с чужими, но и с близкими людьми. Девочка на контакт шла плохо, закрывала глаза руками, смотрела исподлобья. Трудно было чем-либо заинтересовать. Начат курс ДЭНС. Предпочтение отдавалось речевым зонам и зонам универсальной направленности. Уже на 5-й день девочка начала говорить родным отдельные слова. На 6 день -утром назвала всех по имени без ошибок. На сеансах стала здороваться, просить книги и куклы. В коррекционном центре, куда ее возили на занятия, педагог очень удивилась, так как девочка стала поднимать руку и принимать активное участие в занятиях.

Даниил, 4 года. Наблюдается неврологом по поводу резиду-альной энцефалопатии, гидроцефально-гипертензионного синдрома, алалии. Рекомендовано посещение речевого детского сада. Ребенка понять даже с мамой-переводчицей практически было невозможно. На 7-й день первого курса ДЭНС мальчик папу и дедушку назвал по имени. После окончания курса улучшилась речь. Через 3 недели курс повторен, по окончании которого ребенок говорит довольно четко, с хорошим словарным запасом. Например: Если раньше говорил вместо «спасибо» - «си», то теперь - «не за что», «благодарю», «спасибо», «пожалуйста». После третьего курса самостоятельно рассказал всю сказку «Репка». На сегодняшний день в повседневном общении с ребенком может разговаривать любой человек. Мальчик посещает массовый детский сад. Продолжают проводиться логопедические занятия по постановке звука. Ребенок активен все время.

Саша, 4 года. Наблюдается по поводу алалии. Невнятная, нечленораздельная речь. После первого курса ДЭНС мальчик заговорил понятной фразовой речью. После второго - многие звуки встали сами.

Саша, 4 года. Наблюдается по поводу последствий перинатальной патологии: гипертензионно-гидроцефального синдрома со стато-координаторными нарушениями и признаками пирамидной недостаточности (минимальной степени выраженности). Мальчик ходил на носочках, укачивало. После первого курса ДЭНС ребенок встал на всю стопу, спокойно переносит транспорт и катается на всех каруселях в парке. Прошел 3 курса. Качественное улучшение, пошел в массовый детский сад.

Тимур, 5 лет. Наблюдается по поводу гипертензионно-гидро­цефального синдрома, дизартрии. После первого курса ДЭНС у ребенка свистящие и шипящие звуки встали сами. Сейчас занятия проводятся по постановке сонорных звуков.

Мадина, 8 лет. С 3 лет - наблюдается по поводу дизартрии. Все это время девочка посещала логопеда. Все звуки были скор-регированы. Но звук «Р» логопед отказалась ставить, сказав, что уже поздно. Аппаратное воздействие проводилось 2 раза в неделю: проекция БАТ хэ-гу (см. рис.), зона языка - несколько минут. Звук появился на 6 занятие.

Получены очень интересные результаты по применению ДЭНС у взрослых. Проводились логопедические и дыхательные упражнения по постановке звука «Р» 3 раза в день плюс аппаратное воздействие в проекции БАТ хэ-гу (см. рис.) и на зону языка.

Александра, 16 лет. Ротацизм. В возрасте 5-7 лет и полгода назад в течение длительного времени посещала логопеда в поликлинике без видимой динамики. Подключили ДЭНС два раза в неделю по 30 минут. Постановка аппарата проводилась на зону языка на 3 мин. и на проекцию хэ-гу (см. рис.) - 5-6 минут. Звук «Р» встал на 6 занятие.

Ольга, 25 лет. Ротацизм. В детстве посещала логопеда, но звука «Р» не было. Три года назад стала заниматься сама. Твердый звук встал, а мягкий - никак. Язык обрабатывали аппаратом ДиаДЭНС по 2-3 минуты (2 раза в неделю) и проекцию точки хэ-гу (см. рис.) 2 раза в неделю. На 8 занятие звук автоматизирован.

Вера, 46 лет. Горловой звук «Р». Объективно: язык толстый, спинка языка непластичная. Обрабатывали зону языка и хэ-гу (см. рис.) 2 раза в неделю. Трудно было избавиться от старого рефлекса, так как язык был малоподвижным. После подключения аппарата заметно улучшилась пластичность языка, особенно его спинки. Новый звук появился на 12 занятие.

Выводы:

Курсовое применение ДЭНС не просто участвует в коррекции речевых нарушений, но и излечивает последние в целом ряде случаев. Все пациенты хорошо переносили процедуры ДЭНС. А полученные результаты в очередной раз говорят о положительном влиянии метода на функциональную активность ЦНС и речевые центры даже у пациентов с тяжелой фоновой патологией