Применение Динамической Электронейростимуляции (ДЭНС) у детей с нарушениями речи

Н.Г. Лисецкая
Центр восстановительной терапии ДВГТУ, г. Владивосток, Россия

За последние годы отмечается рост количества детей с различными нарушениями речи. Частота речевых нарушений в детском возрасте напрямую связана с частотой перинатальной патологии.

Речь - сложный психический процесс, форма высшей нервной деятельности человека, а также сложный биосоциальный процесс. Развитие речи продолжается всю жизнь и отражает мыслительную деятельность человека. В осуществлении речи принимают участие различные отделы коры головного мозга, корковые речевые зоны: слуховые, двигательные, зрительные. В височной доле левого полушария происходят восприятие и дифференцирование слуховых раздражений, т. е. процесс понимания речи. В двигательной области (нижняя лобная извилина левого полушария) выполняется программа речевого высказывания, т. е. моторная речь. В зрительной области происходит восприятие и распознавание графических изображений письменной речи.

Очень важное значение в речевой деятельности имеют теменные доли мозга, где воспринимаются и анализируются двигательные импульсы, поступающие в ЦНС от речевого аппарата в процессе его функционирования. Двигательные импульсы осуществляют обратную связь, без которой развитие речи невозможно.

Важны сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого неба, состояние придаточных пазух носа и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, необходима координация дыхания, голосообразования и произношения звуков. В осуществлении двигательных механизмов речи принимает участие экстрапирамидная система, которая участвует в подготовке двигательного и речевого акта и коррекции его в процессе выполнения, благодаря ей регулируется тонус речевой мускулатуры и обеспечи-вается эмоциональная выразительность речи. За координацию ритма, темпа речи и тонуса речевой мускулатуры отвечает мозжечок.

Таким образом, для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга. При поражении различных отделов нервной системы могут возникать разнообразные речевые расстройства. Характер этих расстройств зависит от локализации и времени поражения. Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают повреждения различных областей коры головного мозга. Среди этиологических факторов выделяются внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития и интоксикация плода, внутриутробные и ранние прижизненные травмы мозга.

В настоящее время особое внимание среди поражений ЦНС уделяется внутриутробной нейроинфекции, особенно цитомегаловирусной и герпетической. Иногда речевые нарушения бывают следствием соматических заболеваний, вызывающих истощение ЦНС. Часто в патогенезе имеют место рахит и гипотрофия, а также многократно повторяющиеся заболевания дыхательных путей. Соматические заболевания лишь усугубляют воздействие патологических причин неврологического характера, которые являются ведущими.

Речевые расстройства (РР) в детском возрасте делятся на следующие группы:

  1. РР с органическим поражением ЦНС в зависимости от уровня поражения:
    а) афазии - распад всех компонентов речи при поражении корковых речевых зон;
    б) алалии - системное недоразвитие речи в результате поражения корковых зон в доречевом периоде;
    в) дизартрии - нарушение звукопроизносительной стороны речи при повреждении иннервации речевой мускулатуры. При этом изменяется голосообразование, разборчивость речи, эмоциональность речи, нарушение тембра и тональности;
  2. РР с функциональными изменениями ЦНС (логоневроз, мутизм, сурдомутизм);
  3. РР с дефектами строения артикуляционного аппарата, механические дислалии и ринолалии (волчья пасть, заячья губа и др.);
  4. задержка РР различного происхождения при тяжелых заболеваниях внутренних органов. Общее недоразвитие речи - патология формирования лексики, смысловой, фонетически-фонематической стороны речи.

Мы проводили курсовое лечение аппаратом ДиаДЭНС ПК 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) разного возраста с различными нарушениями речи, среди них в возрасте 1 -3 года - 3 человека (21,5%), в возрасте 3-5 лет - 6 человек (42,8%), в возрасте 6-7 лет - 5 человек (35,7%).

РР функционального характера в виде логоневроза было у 5 детей (35,7%), из них 3 мальчика и 2 девочки в возрасте 6-7 лет.

У всех детей отмечалось развитие заикания при интенсивном речевом потоке, частые повторы на фоне гиперактивности.

У 5 больных (35,7%) в возрасте 2,5-4 года было общее недоразвитие речи, патология формирования смысловой лексики, фонетически-фонематической и грамматической стороны речи.

Наиболее тяжелые нарушения речи отмечались у троих детей с ДЦП и одной девочки с болезнью Дауна. У двоих мальчиков с ДЦП с сохраненным интеллектом были дизартрии в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. У одной девочки с ДЦП с отставанием психического развития - РР по типу афазии. У девочки 6,5 лет с болезнью Дауна отмечались комбинированные нарушения речи на фоне сниженного интеллекта: полтерны, контаминации, элементы просадической недостаточности.

Все пациенты относились к группе часто болеющих детей (ЧБД). В анамнезе - частые простудные заболевания, аденоиды, ангины, трахеиты и бронхиты.

ДЭНС-терапия проводилась в комплексе с логопедическими мероприятиями, включающими развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика), мелкой моторики кисти, фонетического слуха, обогащение словарного запаса.

Родители активно привлекались к индивидуальной работе с ребенком.

Для детей с нарушениями звукопроизношения (фонетико-фонематическими нарушениями речи) и логоневрозами (10 человек - 71,5%) использовалась методика воздействия на подвижность артикуляционного аппарата, обрабатывались:

  1. зона срединного меридиана в режиме «Тест», зона «точек согласия» в режиме «Тест» с обработкой латентных тригерных зон на частоте 77 Гц по 30 секунд;
  2. речевые зоны - методика «крест» вокруг рта на частоте 60 Гц по 1 минуте в каждой точке;
  3. язык - ЭД-1 на частоте 77 Гц по 1 минуте;
  4. су-джок - зоны соответствия на кистях и стопах (подушечки пальцев) через день ЭД-2 на частоте 60 Гц по 2 минуты;
  5. каждый третий день обрабатывалась зона печени - на частоте 9,8 Гц, лабильно-стабильным способом, 2 минуты;
  6. подчелюстная зона - на частоте 60 Гц по 1 минуте;
  7. Зоны хэ-гу, 7 шейного позвонка в режиме МЭД.

ДЭНС-терапия проводилась курсами по 10 дней. Схемы лечения были индивидуальны в зависимости от сопутствующей патологии.

У детей старше 7 лет после аурикулярной диагностики «Биорепер» лечение проводилось на аурикулярные точки АТ-34, 29, 55, 51, 84 (не более трех точек на сеанс) при частоте 20 Гц по одной минуте. Время проведения сеанса зависело от возраста: для ребенка 1-3 лет - 10-12 минут, 4-5 лет - до 15 минут, 5-7 лет - до 20 минут.

Уже после первого курса ДЭНС-терапии у всех детей этой группы были получены положительные результаты: улучшилось звукопроизношение, увеличился словарный запас, началась фразовая речь, отмечено улучшение памяти, концентрации внимания, нормализовался сон, уменьшилась возбудимость. У детей с лого-неврозами появилась плавная речь без повторов, улучшился темп речи. Дети стали лучше вступать в контакт со сверстниками, охотнее выполнять обучающие программы.

Повторные курсы ДЭНС-терапии проводились через 1,5 месяца. В этой группе в течение года снизилось число простудных заболеваний.

Детям с РР с органическими поражениями ЦНС (ДЦП и болезнь Дауна) дополнительно к вышеперечисленным зонам проводилось воздействие на речевые центры: левую височную область - при частоте 60 Гц по 1-2 минуте, ЭД-1 и зону соответствия височной области по су-джок, область второго шейного позвонка и зрительные бугры.

Одновременно с обработкой речевых зон ДЭНС-терапия проводилась для уменьшения мышечных контрактур, снижения мышечного гипертонуса и повышения мышечной силы у детей с парезами и плегиями.

Аппаратное воздействие в режиме «Тест» проводилось также на меридианы Фолля: обязательно обрабатывались меридианы: соединительно-тканной дегенерации, суставной дегенерации, эндокринный меридиан тройного обогревателя и меридиан нервной дегенерации.

Наилучшие результаты были получены у двух детей с ДЦП с сохраненным интеллектом. На фоне увеличения двигательной активности и уменьшения контрактур отмечалось увеличение словарного запаса и улучшение памяти.

Положительная речевая динамика была у девочки с болезнью Дауна, появилась мотивация к речи, эмоциональная окраска и элементы фразовой речи, улучшился фонематический слух.

У девочки 2,5 лет с ДЦП с отставанием психического развития за два курса ДЭНС-терапии речевой динамики не было, хотя она стала следить за предметами, самостоятельно переворачиваться и реагировать на голос.

Таким образом, ДЭНС-терапия перспективна в комплексном лечении детей с вышеперечисленными речевыми нарушениями. Воздействие на многие уровни поражения, хорошая переносимость детьми разного возраста, биодоступность, отсутствие осложнений и побочных реакций, одновременное лечение сопутствующих заболеваний, а также исключение неблагоприятного преморбидного фона расширяют возможности использования динамической электронейростимуляции в педиатрии.

Литература

1. Гуров А.А., Чернышев В.В., Королева М.В., Черныш И.М, Малахов В.В. Новые частотные режимы для ДЭНС и их физиологическое обоснование // Мат-лы междунар. симпозиума «Динамическая электронейростимулирующая терапия. Эволюция продолжается», февраль 2005. - Екатеринбург, 2005.

2. Егоркина С.Б., Сорокин А.В., Минаева Е.В., Исакова Л.С. Некоторые физиологические механизмы ДЭНС-терапии // Мат-лы междунар. симпозиума «Динамическая электронейростимулирующая терапия. Новые рубежи и итоги», февраль 2003. - Екатеринбург, 2003.

3. Клековкина Н.И., Сафроное А.А., Ряекин СЮ. Применение динамической электронейростимуляции в комплексном лечении детей с непсихотическими психическими расстройствами // Медицинский вестник. Т. 3. Вып.1. - Екатеринбург, 2004.

4. Кушнина Т. В. Предварительные результаты использования динамической электронейростимуляции у детей с дизартриями и алалиями // Мат-лы междунар. симпозиума «Динамическая элек-тронейростимулирующая терапия. Эволюция продолжается». 14 февраля 2004. - Екатеринбург, 2004. - С. 172-179.