К вопросу возможности эффективного применения метода ДЭНС в формировании и исправлении произносительной стороны речи у детей

Рефлексотерапия.- 2007.- №1 (19).- с.48-51.
А.А. Смирнова, А.Н. Горнова, Е.А. Кобялковская
МОУ ЦППМСП «Юнона», г. Пермь, Россия


Для достижения положительного стойкого результата в формировании и исправлении произносительной стороны речи необходима интеграция педагогических и медицинских методик.
В данной работе представлены результаты использования динамической электронейростимуляции (ДЭНС) при формировании правильного звукопроизношения: у детей, в комплекс методик коррекции речевых нарушений которых была включена ДЭНС (44 человека), становление большинства звуков происходит в более короткие сроки по сравнению с контрольной группой (50 человек).
Ключевые слова: динамическая электронейростимуляция, нарушение речи, дизартрии

До последнего времени в практике лечения пациентов с задержкой речевого развития мы использовали комплекс логопедических мероприятий, включающий развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, массаж языка и т.д.), развитие мелкой моторики кисти, дифференциацию звуков, обогащение словарного запаса, развитие фонетического слуха, звукобуквенный анализ; проводилась работа над грамматическим строем речи, счетом, цветом, пространственными и временными понятиями, обобщением, исключением. Но зачастую использования только данного комплекса мероприятий бывает недостаточно.

В работе логопедов использование «обходных путей» и специфических средств воздействия при коррекции речевых нарушений является одним из средств повышения эффективности лечения.

Р.Е. Левина – выдающийся специалист в области нарушений детской речи – прямо отмечает необходимость использования постоянно совершенствующихся аппаратов и устройств в качестве средства коррекции [1]. Необходимость применения аппаратных средств обоснована также тем, что, в исследованиях, посвященных данной проблеме, имеются многочисленные указания на то, в генезе речевых нарушений значительное место принадлежит органическим нарушениям [2], проявляющимся мышечной и иннервационной недостаточностью органов артикуляции [3], являющихся, по сути, проявлением минимальной мозговой дисфункции [4].

Таким образом, можно говорить, что для достижения положительного стойкого результата работы необходима интеграция педагогических и медицинских методик.

При выборе средств реализации мы остановились на методе динамической электронейростимуляции (регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ № ФС-2005/004 от 04 марта 2005 г.).

Динамическая электронейростимуляция (ДЭНС) является дальнейшим развитием чрескожной электронейростимуляции и осуществляется с применением портативных чрескожных электростимуляторов ДЭНАС и ДиаДЭНС (производитель ООО «РЦ АРТ», Екатеринбург). Главная особенность данных аппаратов – это наличие функции мониторинга поверхностного импеданса кожи (МПИК), обеспечивающая возможность оценки динамики реакций вегетативной нервной системы, и лежащей в основе индивидуализации терапевтического воздействия и оптимизации лечебных алгоритмов [5, 6, 7]. В основе лечебных эффектов динамической электронейростимуляции лежит сложный комплекс функциональных и биохимических реакций, обеспечивающий синхронизацию взаимоотношений регуляторных систем организма.

ДЭНС обладает, стресслимитирующим, вегетотропнным, общеукрепляющим и иммуномодулирующим [8] эффектами. Кроме этого, имеются работы, свидетельствующие о возможности положительного влияния ДЭНС на ряд показателей, характеризующих уровень психического развития детей [9]. Данные последней работы полностью согласуются с нашими предварительными исследованиями, при которых получены результаты, свидетельствующие о повышении при примении ДЭНС показателей слуховой памяти, мышления, внимания. Качественный анализ полученных данных показал, что наибольшая динамика имеет место в отношении показателей внимания, которые в соответствии с данными первичной и повторной диагностики увеличились практически в два раза. Также в ряде исследований была показана возможность эффективного применения ДЭНС при лечении детей с дизарартриями и алалиями [10-12]. По данным анализа литературы была выдвинута гипотеза, согласно которой ДЭНС в комплексе лечебных мероприятий должна оказывать влияние, в первую очередь, на скорость формирования правильного звукопроизношения.

Цели и задачи исследования
Целью представляемой работы явилась проверка данной рабочей гипотезы. Учитывая то, что у большинства детей наблюдается сочетанное нарушение произношения сразу нескольких звуков, для мониторинга эффективности метода наиболее целесообразно проводить временную оценку и определять в заданные интервалы времени наличие или отсутствие нарушений в произношении отдельных звуков.

Материалы и методы
Методом случайной бесповторной выборки были сформированы две группы детей; основная группа – 44 человека, контрольная – 50 человек. Средний возраст детей в основной группе 5,33 ± 0,58, в контрольной группе 5,56± 0,61 лет. Достоверных отличий по возрасту и уровню психосоциального развития в группах не было. В основной группе проводились индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов.

В ходе занятий использовались традиционные методы коррекции речевых нарушений, а также динамическая электронейростимуляция. Аппаратное воздействие проводилось один раз в день. В течение 12 месяцев было проведено три курса ДЭНС продолжительностью 10 дней. На сеансе обрабатывались зоны общего воздействия в режиме «ТЕСТ», а также специфические «речевые» зоны: середина носогубной складки, кайма верхней губы, большие пальцы кистей обеих рук, граница роста ногтевых пластинок на каждом пальце рук в режиме «ТЕРАПИЯ». Общее время воздействия составляло в среднем 15-20 минут.
В группе контроля аппаратную терапию не применяли, проводились только индивидуальные занятия.

Результаты
При проведении первичной диагностики актуального уровня речевого развития было выявлено, что в основной группе количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, составляет 32 человека; в контрольной – 34 человека.

При анализе нарушений звуковой стороны речи у детей основной и контрольной групп перед началом лечения достоверных различий не выявлено, структура нарушений была однотипная (рис. 1). Так, фонетико-фонематические нарушения речи (ФФНР) наблюдались у детей в основной группе в 59.38% случаях, в контрольной в 58.32 % случаев; нарушения фонетической стороны речи (ФНР) в основной группе присутствовали у 25 % детей, в контрольной - у 29.4 % детей. Общее недоразвитие речи (ОНР) наблюдалось у 15.6 % и 11.76% детей основной и контрольной групп соответственно.
В течение года анализ нарушений звукопроизносительной стороны речи проводился в трех контрольных временных точках – в начале курса занятий (начало года), через шесть месяцев после начала занятий (середина года) и в конце года (через 12 месяцев после начала занятий).

В основной группе значимой динамики на фоне ДЭНС удалось добиться в течение первых шести месяцев занятий; после второго, третьего курса у детей отмечалось значительное улучшение мимической моторики, более быстрое становление артикуляционных поз. Особенно яркие проявления нормализации мышечного тонуса наблюдались у детей с парезами языка и мимической мускулатуры. В двух случаях у детей только что поставленные звуки моментально вошли в речь. Так, количество детей с нарушением произношения свистящих звуков уменьшилось более чем в 2,5 раза (на 13 % от исходного), количество детей с нарушением произношения шипящих звуков уменьшилось в четыре раза (на 19% по сравнению с началом года). Несколько менее значимая динамика наблюдалась в становлении соноров, становление нормального произношения соноров наблюдалось в 28% случаев. К концу года в основной группе произошло становление произношения всех звуков у 69% детей.

В контрольной группе динамика становления звуков была несколько иная. Так, к середине года количество нарушений в произношении свистящих и шипящих звуков уменьшилось менее чем в 2 раза ( на 9% от исходного), а становление произношения соноров произошло в 24 % случаев. К концу года в контрольной группе произошло становление произношения всех звуков у 68% детей.
Таким образом, полученные результаты четко показывают, что по сравнению с контрольной группой у детей, в комплекс лечебных мероприятий у которых была включена ДЭНС, становление большинства звуков происходит в более короткие сроки.

Литература
1. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., .1968.
2. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф.. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. - М., 1974.
3. Лопатина Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций // Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М. - Воронеж, 2003.
4. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция: Науч. обзор. - М., 1980.
5. Гуров А.А., Чернышев В.В., Королева М.В., Черныш И.М., Малахов В.В. Новые частотные режимы для ДЭНС и их физиологическое обоснование // Динамическая электронейростимуляция. Новый виток спирали познания. - Сб. мат-лов междунар. мед. симпозиума, посвящен. 7-летию корпорации «ДЭНАС МС», Ек-г, 2005.
6. Красникова Т.М., Косяков Н.С. Современные подходы к реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата // Динамическая электронейростимуляция. Новый виток спирали познания. - Сб. мат-лов междунар. мед. симпозиума, посвящен. 7-летию корпорации «ДЭНАС МС», Ек-г, 2005.
7. С.Б. Егоркина, А.В. Сорокин, Е.В. Минаева, Л.С. Исакова. Некоторые физиологические механизмы ДЭНС-терапии // Динамическая электронейростимулирующая терапия. Новые рубежи и итоги эмпирического этапа развития. Сб. мат-лов международного симпозиума, посвящен. 5-летию корпорации «ДЭНАС МС», Ек-г, 2003.
8. Мейзеров Е.Е., Черныш И.М., Королева М.В., Дубова М.Н. Адашинская Г.А., Краснова Л.Б. Электродинамическая рефлексотерапия в комплексном лечении болевых синдромов // Медицинский вестник, т. II, вып. 2. Ек-г, 2003.
9. Клековкина Н. И., Сафронов А.А., Рявкин С.Ю. Применение динамической электронейростимуляции в комплексном лечении детей с непсихотическими психическими расстройствами // Медицинский вестник, Т. III. Вып. 1. Ек-г, 2004.
10. Кушнина Т. В. Предварительные результаты использования динамической электронейростимуляции у детей с дизартриями и алалиями // Динамическая электронейростимулирующая терапия. Эволюция продолжается. Сб. мат-лов международного симпозиума, посвящен. 6-летию корпорации «ДЭНАС МС».Ек-г, 2004. С.172-179.
11. Попова Т.В., Чудаева В.В. К вопросу об актуальности ДЭНС для восстановления человеческих ресурсов // Динамическая электронейростимуляция. Новый виток спирали познания. - Сб. мат-лов. междунар. мед. симпозиума, посвящен. 7-летию корпорации «ДЭНАС МС». Ек-г: 2005.- С. 88-91.
12. Агошкина Н.И. Использование аппарата ДЭНАС в работе логопеда // Динамическая электронейростимуляция. Новый виток спирали познания. - Сб. мат-лов междунар. мед. симпозиума, посвящен. 7-летию корпорации «ДЭНАС МС». Ек-г: 2005. – С. 188-190.