ДЭНС в процессе психологической адаптации детей к условиям детского сада

И.А. Заврина, бакалавр ДЭНС, г. Челябинск, Россия

Исследовалось влияние ДЭНС, применяемая для психологической адаптации детей 1,5–3 лет к условиям детского сада.
Было обследовано 16 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Основную группу из 10 детей (6 девочек и 4 мальчика) составили дети, посещающие детский сад не менее 3 недель. Остальные 6 детей (3 девочек и 3 мальчика), не посещающие детский сад, составили группу сравнения.

Методы исследования:

  1. Психологические тесты для определения тревожности у детей.
  2. Визуально-аналоговая шкала (ВАШ) для родителей с оценкой физиологического и психологического состояния ребенка.
  3. Карта медицинского наблюдения.
  4. Тестирование по методике САН (самочувствие-активность-настроение) и оценка тревожности (тест для родителей).

Исследование проводилось на базах дошкольного образовательного учреждения частного детского сада «Чудо» и студии оздоровительных практик «КИМ», г. Челябинск.

Методика ДЭНС

Динамическая электронейростимуляция выполнялась аппаратом ДиаДЭНС-ПК c применением выносных электродов — ДЭНС-аппликаторов. Сеансы проводились раз в день, ежедневно, в течение 4 недель с перерывами в 2 дня (в выходные дни). Если у детей появлялись симптомы каких-либо заболеваний (например, респираторных инфекций), проводился дополнительный сеанс ДЭНС-терапии по данной жалобе.

Зоны воздействия:

  1. зона 7-го шейного позвонка;
  2. зона кистей;
  3. зона точек хэ-гу;
  4. зоны дополнительной жалобы;
  5. «волшебные точки» для активизации адаптационных реакций организма на неблагоприятные факторы внешней среды, в том числе на респираторную группу вирусов (по А.Л. Уманской).

Воздействие проводилось в модулированном режиме «7710», в режиме «Терапия», 10 Гц, режиме «Тест». Продолжительность процедуры 5–7 минут.

Исходно проводились беседа с родителями и их тестирование по методике САН и шкале ВАШ. Обследование детей основной группы проводилось исходно до начала посещения и повторно не ранее 3 недель от начала посещения детского сада.

Результаты основной группы:

  1. Исходно здоровье 7 детей (70%) оценивалось по шкале ВАШ в среднем на 7–-9 баллов, здоровье 3 детей (3%) на 5–6 баллов.
  2. Исходно уровень здоровья по шкале ВАШ составлял у девочек 8 баллов, у мальчиков 7 баллов.
  3. Все родители отметили изменение психологического состояния детей и ухудшение состояния здоровья с момента начала посещения детского сада (причем у мальчиков эти проявления оказались более выраженными).
  4. После начала посещения детского сада уровень здоровья (по шкале ВАШ) составлял у девочек 6 баллов, у мальчиков 5 баллов.
  5. У 4 мам (40 %) был отмечен повышенный уровень тревожности.

Результаты группы сравнения:

  1. Здоровье 5 детей (83 %) родители оценивали по шкале ВАШ на 7–9 баллов, здоровье одного мальчика (17 %) на 6 баллов.
  2. Уровень здоровья по шкале ВАШ составлял у девочек 8 баллов, у мальчиков 7 баллов.
  3. У 2 мам (33 %) отмечался повышенный уровень тревожности.

Показатели уровня здоровья и уровня стресса по шкале ВАШ

Как видно из гистограммы, разницы в исходном уровне здоровья до посещения детского сада детей в обеих группах не отмечалось. После начала посещения детского сада уровень здоровья детей основной группы заметно снизился.

ДЭНС-терапия действует стресслимитирующе и должна ускорять и облегчать процесс адаптации ребенка к новым для него условиям пребывания в детском саду. Кроме того, можно ожидать снижения риска развития острых респираторных вирусных инфекций в период адаптации к детскому саду. При выявлении повышенного уровня тревожности у мам, им также проводилась ДЭНС-терапия.

Показатели здоровья и уровня стресса у детей основной группы до и после ДЭНС

Результаты основной группы после ДЭНС

  1. Уровень здоровья повысился в среднем на 2 балла по шкале ВАШ в сравнении с исходными данными.
  2. Уровень стресса снизился в среднем у девочек на 3–4 балла, у мальчиков на 2–3 балла.
  3. У мам 2 девочек выявлен нулевой уровень стресса по шкале ВАШ (ранее в обеих группах не выявлялся).
  4. Во время проведения исследования 5 детей (2 мальчика и 3 девочки) перенесли ОРВИ. Родители отмечали более быстрое течение болезни и в более легкой форме.
  5. У 2 детей (мальчик и девочка) до проведения ДЭНС отмечалась гиперактивность, после лечения дети стали более усидчивыми и внимательными.

Полученные результаты свидетельствуют об улучшении процессов адаптации к детскому саду у детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Результаты группы сравнения после ДЭНС

1. За время проведения исследования дети этой группы не болели простудными заболеваниями.
2. Уровень здоровья по шкале ВАШ повысился в среднем на 1,5 балла.
3. У 3 детей (2 мальчиков и одной девочки) с яркими проявлениями кризиса 3 лет, заметно уменьшилось количество и качество этих проявлений. Дети стали более спокойными, уравновешенными, менее противоречивыми, с ними стало легче общаться.
4. У всех мам с повышенным уровнем тревожности при повторном тестировании отмечена нормализация состояния и показателей. Сами женщины заметили, что стали более спокойны.

Полученные результаты свидетельствуют об улучшении состояния здоровья на фоне применения ДЭНС-терапии у детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

1. На процесс адаптации ребенка к детскому саду влияет множество факторов. Одним из факторов, определяющих степень психологической адаптации, является уровень стресса. Высокий уровень стресса приводит к учащению простудных заболеваний, что затягивает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Высокий уровень тревожности у родителей способствует усилению состояния стресса у ребенка. Все указанные состояния являются показанием к проведению динамической электронейростимуляции.

2. ДЭНС-терапия позволяет повысить резистентность организма, что, в свою очередь, снижает уровень тревожности, а следовательно, и уровень стресса. Повышение уровня здоровья отмечено при курсовом применении динамической электронейростимуляции.

3. Применение ДЭНС оптимизирует процесс адаптации детей к детскому саду, улучшает психофизическое состояние ребенка, ускоряет процесс обучения, способствует улучшению памяти и внимания.

4. Игровой метод при контакте с детьми облегчает проведение процедур и увеличивает эффективность метода ДЭНС. Включение в работу коротких стишков, сказочных образов или сюжетной линии при воздействии аппаратом рождает у детей доверие и открытость процессу.

Рекомендуется включать ДЭНС-терапию в комплекс традиционных методов адаптации детей к детскому саду. Кроме того, рекомендуется проведение ДЭНС и их родителям, что также ускоряет процесс адаптации к детскому саду.

Методика ДЭНС рекомендуется к применению в начальной школе у первоклассников с целью повышения психологической адаптации к новым условиям.