Опыт применения ДЭНС в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

С.Н. Качина, учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 97», г. Пермь, Россия

Работая учителем-логопедом в детском саду с 2003 года, я ежегодно отмечаю увеличение количества детей с различными видами речевой патологии. В каждой, обследованной мной группе, процент детей, нуждающихся в логопедической коррекции, в среднем составляет 90 %. Причем детей с нарушением только произносительной части речи (фонетическое нарушение речи, ФНР) гораздо меньше, чем детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), когда страдают и произношение, и фонематический слух, а также детей с общим недоразвитием речи (ОНР), когда нарушены все компоненты речи.

Особенно тяжело в условиях логопункта дошкольного учреждения коррегировать данные нарушения, когда они осложнены неврологической составляющей (дизартриями различной степени тяжести) или механическими аномалиями в строении периферического артикуляционного аппарата. К сожалению, не все родители детей, нуждающихся в логопедической помощи, полноценно участвуют в коррекционном процессе, в результате чего получается, что логопед — «один в поле воин». Постоянно сталкиваясь с этой проблемой, я искала пути выхода из создавшейся ситуации.

Применять ДЭНС в коррекции произносительной части речи впервые я стала для младшей дочери, у которой в 2 года 9 месяцев свистящие звуки стали формироваться межзубно. Межзубное произношение мы убрали достаточно быстро, потом скорректировали шипящие звуки, которые произносились как губно-зубные, потом поставили звук «Л» и успешно ввели его в речь.

Воодушевившись полученными результатами, я стала рассказывать о них на родительских собраниях, проводить индивидуальные консультации родителям тех детей, которым мог бы помочь метод ДЭНС.

Расскажу о наиболее интересных результатах и рекомендуемых методиках.

Методика ДЭНС для начала лечения:

Зоны аппаратного воздействия — на одной процедуре обрабатываются по три зоны. В разные дни зоны чередуются: зона языка; зоны круговой мышцы рта (речевые зоны); подчелюстная зона, шейно-воротниковая зона (ШВЗ); зона «шейное кольцо»; зона яремной ямки; тригемининальная зона; зона 2-го шейного позвонка; зона 7-го шейного позвонка; зоны соответствия по Су-Джок (зона кистей, большой палец, околоногтевые ложа — проекция височных долей мозга, подушечки пальцев); иммунные зоны (зоны хэ-гу, цзю-сань-ли, печени, кишечника).

Мальчик С., 6 лет

Диагноз: общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня, псевдобульбарная дизартрия.

Из истории заболевания: в течение 7 месяцев ставили и автоматизировали свистящие звуки. Из-за частых пропусков занятий по болезни работа каждый раз начиналась, практически, заново.

Начат курс ДЭНС, проведено 10 сеансов. Уже после первого сеанса встал звук «Ш» — звук верхнего подъема. Звук быстро вошел в речь, после чего были поставлены звуки «Ж» и «Л». Ранее замкнутый и малообщительный мальчик начал контактировать со сверстниками, а на выпускном бале внятно и громко прочитал длинное стихотворение.

Мальчик К., 6 лет

Диагноз: фонетическое нарушение речи (ФНР), механическая дислалия.

Получил курс ДЭНС-терапии из 10 сеансов. На пятом сеансе ДЭНС одновременно встали три звука: «Ш», «Ж» и «Р». Автоматизация звуков прошла быстро. Мальчик был выпущен с логопункта с чистой речью.

Мальчик К., 5 лет

Диагноз: общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня, псевдобульбарная дизартрия.

Из истории болезни. Были нарушены следующие звуки: «Ц», «Ш», «Ж», «Л», «Р», «Рь». А также, как и у всех детей с ОНР, страдал фонематический слух, слоговая структура и связная речь.

Была начата ДЭНС-терапия, лечение проводилось курсами по 2 недели (14 сеансов). Через год коррекционной работы на фоне ДЭНС все звуки поставлены и автоматизированы, фонематический анализ и синтез в норме, в связной речи, если не торопился, ошибок грамматического порядка не допускал.

Мальчик Д., 6 лет

Диагноз: фонетическое нарушение речи (ФНР), стертая форма дизартрии.

Из истории болезни. Отмечалось нарушение в произношении всех свистящих звуков – «С», «Сь», «З», «Зь» — боковые, «Л» — губно-губной.

Был проведен один курс ДЭНС-терапии (14 сеансов). Уже на втором (!) сеансе ДЭНС чисто стал произносить звуки «С» и «З», при этом работа велась не над ними, а над постановкой звука «Л». За месяц коррекционной работы звуки «С», «З» и «Л» вошли в свободную речь(!), начата работа над постановкой мягких свистящих звуков. Мальчик был выпущен с логопункта после Нового года с чистой речью.

Учителям-логопедам, родителям и всем, кто будет применять для коррекции речи ДЭНС-терапию, рекомендую:

  1. Время воздействия рассчитывать по формуле: 1 минута на 1 кг веса пациента (для детей дошкольного возраста 3–7 лет — 10–20 минут).
  2. Курс лечебных процедур должен составлять 10–14 сеансов (лучше с минимальными перерывами). Перерыв 10–14 дней. При необходимости курсы следует повторять.
  3. При паретичности мышц применять частоту 77 Гц, при спастичности — 10 Гц. Для поиска триггерных (проблемных) зон применять режимы «Тест» или «Скрининг», для обработки иммунных зон — 10 или 20 Гц. Дополнять воздействие инфранизкими частотами (менее 10 Гц).
  4. За один сеанс обрабатывать три зоны, а именно:
  • одну универсальную зону — зоны задней срединной линии тела и околопозвоночные на уровне ШВЗ или тройничную;
  • одну специальную зону, например, речевую;
  • одну из иммунных зон — поднимаем иммунитет у часто болеющих детей, а «речевые» дети, как правило, соматически ослабленные.

Применение ДЭНС-терапии в логопедической практике повышает эффективность лечения, ускоряет его, облегчает постановку и автоматизацию звуков, особенно у детей с дизартриями, повышает самооценку детей-логопатов, развивает коммуникативную функцию речи. В конечном итоге, дает равный старт всем детям, поступающим в школу.